Warning: Table './ogas_kiev/drupal_cache_page' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT data, created, headers, expire, serialized FROM drupal_cache_page WHERE cid = 'http://ogas.kiev.ua./ua/perspective/akademyk-vyktor-myhajlovych-glushkov-90-let-so-dnya-rozhdenyya-765' in /var/www/ogas.kiev.ua/includes/database.mysql.inc on line 128
В.В. Глушкова, С.А. Жабин
Академик Виктор Михайлович Глушков
(90 лет со дня рождения)
В.В. Глушкова, С.А. Жабин
[следует дополнить фотографиями из семейного архива]
Будущий академик и пионер советской кибернетики Виктор Михайлович Глушков родился 24 августа 1923 г. в Ростове-на-Дону в семье горного инженера Михаила Ивановича Глушкова. Глава семейства был родом из станицы Луганской, расположенной на границе между Украиной и Россией, мать, Вера Иосифовна Босова, – из станицы Каменской. М.И. Глушков окончил Днепропетровский горный институт [1;2,с. 19].
В 1927–1928 гг. семья Глушковых переехали в г. Шахты, М.И. Глушков стал работать инженером на шахте им. Артема – одной из самых больших и глубоких шахт на Донбассе, позже преподавал в техникуме, с 1956 г. вышел на пенсию. В.И. Глушкова мать работала бухгалтером в сберкассе, а в 1939 г. была избрана депутатом Горсовета г. Шахты, погибла в октябре 1942 г. во время немецкой оккупации.
В.М. Глушков научился читать в четыре года под руководством бабушки по отцу Ефимии Петровны, мальчик уже прочел произведения Г. Уэллса, Ж. Верна и другую научно-фантастическую литературу перед школой, в которую пошел в 1931 г., учеба давалась легко, так как с первого класса он прочитывал учебники заранее. Будущий ученый имел широкие интересы: в младших классах увлекался астрономией (первое хобби, но помешала близорукость), зоологией, минералогией и геологией, последним двум способствовал отец и как горный инженер, и как замечательный педагог. В.М. Глушков штудировал книги из его библиотеки и собирал коллекцию минералов, позже утерянную в годы войны.
М.И. Глушков был страстным радиолюбителем и приобщал сына к этому делу. В пятом классе В.М. Глушков уже делал радиоприемники по собственным схемам, хотя большую роль в этом сыграли также научно-популярные журналы “Техника молодежи”, “Знание и сила”, которые отражали общую в СССР атмосферу поощрения изучения науки и техники. Вместе с отцом мальчик сделал домашний телефон, примитивный телевизор, который принимал передачи из Киева, где была единственная в СССР телестудия. По воспоминаниям ученого именно тогда ему удалось сделать первое изобретение: он изготовил по схеме из журнала электропушку с тремя соленоидами, между которыми замыкался стальной сердечник, улучшил модель, что подтолкнуло к мысли сделать прицельное устройство для определения угла поднятия ствола пушки. В.М. Глушков понял, что для решения подобного рода задач необходимы математика и физика. Летом 1936 г. он занимался алгеброй и геометрией по программам до десятого класса включительно, в шестом классе, а в шестом классе изучил дифференциальное исчисление и уже мог составлять уравнения кривых, дифференцировать функции. С седьмого класса он занимался математикой по университетской программе и решил все примеры из задачника Гюнтера и Кузьмина, начал изучать сферическую тригонометрию. Также он проводил химические опыты в домашней лаборатории. К концу десятого класса, хорошо освоив математический аппарат, В.М. Глушков переключился на теоретическую физику, точнее квантовую химию.
Среди своих нелюбимых дисциплин будущий академик называл французский язык, черчение, рисование, художественную литературу, но также уделял им специальное внимание и, в итоге, освоил на хорошем уровне, а прозой и поэзией сильно увлекся. Десятки лет спустя В.М. Глушков мог часами наизусть читать стихи, в том числе и на немецком языке (И. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне). В восьмом классе у юноши также возник интерес к философии, он прочитал труд В.И. Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”, а к десятому классу познакомился с Г. Гегелем (“История натурфилософии” и “Натур философия”).
Нагрузки, многократно превышающие школьный курс, вызывали беспокойство родителей за здоровье сына, кроме того, с детства у него уже была сильная близорукость. В.М. Глушков занялся основательно своим физическим развитием (занятием также способствовал культ спорта в советском государстве): пробовал плавание, футбол, волейбол, бокс, но его интересовала именно физкультура, а не спортивная стезя, поскольку собирался поступать на физический факультет Московского университета.
В.М. Глушков окончил с золотой медалью школу №1 г. Шахты в 1941 г., 21 июня был выпускной вечер, а на следующий день разразилась Вторая мировая война, она нарушила его планы. Вместо Московского университета В.М. Глушков подал заявление в артиллерийское училище, но военкомат выдал справку, что он не годен к строевой службе. Он поступил в Ростовский университет, уже 29 сентября первокурсников мобилизовали на рытье окопов на Таганрогском направлении. Когда студентов распустили по домам, В.М. Глушков вернулся в г. Шахты, снова рыл окопы. В начале лета 1942 г. немецкие войска захватили Ростов и Шахты. М.И. Глушков эвакуировался вместе с коллективом горного техникума, его семья оказались в оккупации. В.И. Глушкова погибла 13 августа. В.М. Глушков несколько месяцев в оккупации, скрываясь от немцев и голодая [3, с. 99; 4, с. 12].
14 февраля 1943 г. советские войска освободили г. Шахты, В.М. Глушкова вызвали повесткой в военкомат и мобилизовали на восстановление шахт Донбасса, большинство из которых были взорваны и залиты водой. Он сначала работал чернорабочим, но вскоре его перевели на инженерную должность – инспектором по качеству и технике безопасности (Западное шахтоуправление треста “Шахтаантрацит”). Это был очень тяжелый физический труд, приходилось спускаться в шахту, брать пробы угля в мешок для лаборатории. В.М. Глушков дважды попадал в обвалы.
В конце ноября 1943 г. Новочеркасский индустриальный институт объявил прием студентов на теплотехнический факультет, но В.М. Глушков как мобилизованный смог получить паспорт только в декабре. Он совершил поездку в Москву, но там приезжих в университет не брали. Пришлось возвращаться в Новочеркасск, лето прожил у отца, и только осенью 1944 г. В.М. Глушков стал студентом индустриального института.
Зима 1944 г. в Новочеркасске, пострадавшему от немецкой оккупации, была очень трудная для жителей. Студенты учились в полуразрушенных аудиториях, питались впроголодь, перебивались случайными заработками: от репетиторства до разгрузки вагонов и восстановительных работ в городе. В.М. Глушков в первые годы стал известен как студент, досконально знающий все области математики, а также основные сочинения Г. Гегеля и В.И. Ленина. В его зачетной книжке были только отличные оценки. Занимался он интенсивно, изучая не столько теплотехнику (основной предмет по специальности), сколько науки физико-математического цикла. Будучи общепризнанным эрудитом, В.М. Глушков никогда не кичился знаниями, а наоборот располагал к себе однокурсников простотой в общении, готовностью помочь и работоспособностью – качествами, которые в будущем пригодятся в руководстве огромным коллективом научно-исследовательского института.
За отличные успехи в учебе и общественной работе его выдвигали на сталинскую стипендию, но он не прошел, так несколько месяцев прожил на оккупированной территории. Учась на третьем курсе, В.М. Глушков познакомился со своей будущей женой, Валентиной Михайловной Папковой, студенткой энергетического факультета.
На четвертом году обучения, когда пошли курсы по специальности, студент В.М. Глушков понял, что теплотехнический профиль будущей работы не удовлетворит его, и решил перевестись в Ростовский университет, где в начале войны проучился лишь месяц. Подготовившись за четыре курса по математике и физике, он поехал в Ростов, где пришлось сдать более сорока десятков экзаменов новой специальности, чтобы поступить на пятый курс.
В сентябре 1947 г. В.М. Глушков, сдав все экзамены на “отлично”, стал студентом пятого курса Ростовского университета. В Новочеркасском индустриальном институте ему оставалось пройти производственную практику и написать дипломный проект, он не стал этого делать и поехал в Ростов. Много позже 27 октября 1977 г. он получит почетный диплом “Тепловые электрические станции” [1; 4, с. 13].
Из-за жилищного вопроса В.М. Глушков перешел на заочную форму и уехал домой в г. Шахты. Дипломную работу ему дали по теории несобственных интегралов, в которой он развил новый метод вычисления таблиц несвойственных интегралов. Он рассмотрел все существующие таблицы и почти во всех интегралах, которые там были, обнаружил неточности. Это были старые немецкие таблицы, выдержавшие 10–12 изданий. В.М. Глушков доказал, что по всем имеющимся интегралам границы, в которых они справедливы, были указаны неправильно.
При распределении на работу В.М. Глушкова направили на Урал в одно из учреждений, связанное с зарождающейся атомной промышленностью. Он поехал вместе с женой. В Нижнем Тагиле супруги остановились у родственницы. Пришло распоряжении из Министерства высшего образования о переводе на преподавательскую работу в Новочеркасском институте, но денег на возвращение не было, в итоге В.М. Глушков устроился работать в Лесотехнический институт в Свердловска на три четверти ставки ассистента. Молодой преподаватель вошел в математический кружок профессора С.Н. Черникова, который занимался теорией групп и стал хорошим учителем. В 1949 г. старший преподаватель В.М. Глушков поступил в заочную аспирантуру и в конце 1950 г. подготовил диссертацию “Теория локально-нильпотентных групп без кручения с условием обрыва некоторых цепей подгруппы”. Он защитился в январе 1951 г. в Свердловском университете, был назначен доцентом и сразу стал думать о докторской диссертации.
Внимание В.М. Глушкова привлек мировой математический конгресс 1900 г., где знаменитый математик немецкий Д. Гильберт поставил 23 крупные и сложные проблемы математики, в 1950-х гг. были решены лишь некоторые из них. Решение каждой проблемы становилось сенсацией в науке. В.М. Глушков занялся проблемой из теории топологических групп, связанной с пятой проблемой Гильберта, то есть практически новой для него областью математики. В то время состоялось его знакомство с академиком А.И. Мальцевым, он работал над теорией групп и теорией нелинейных пространств. Между ними завязалась переписка. Также В.М. Глушков в 1954 г. получил диплом Вечернего университета по марксизму-ленинизму г. Свердловска.
С сентября 1953 г. В.М. Глушков уже работал на должности заведующего кафедрой Уральского лесотехнического института г. Свердловска. Над основной теоремой по обобщенной пятой проблеме Гильберта молодой ученый интенсивно работал в течении трех лет. Во время туристического похода на Кавказе при подъеме на ледник ему пришла в голову идея, позволяющая обосновать решение. В поезде он все записал, но дорабатывал еще шесть месяцев и много раз переписывал диссертацию. Доказательство только одной теоремы заняло 60 страниц, причем оно было самое короткое в мире. В 1955 г. докторская диссертация “Топологические локально-нильпотентные группы” была защищена в Московском университете [2, с. 19-35; 4, с. 15].
Став известным в Союзе математиком, В.М. Глушков вновь радикально изменяет свой творческий путь и выбирает кибернетику – уже на всю жизнь. Вероятно этому решению способствовало несколько причин. Работа в хорошо освоенной многими поколениями сфере чистой математики гарантировала ученому, который уже решил сложнейшую проблему Гильберта, отличное и стабильное будущее, причем без особых забот и трудностей. С другой стороны, кибернетика, возникнув в 1948 г., была совершенно новой наукой, в которой можно было достичь ошеломительных успехов, хотя и ценой большого риска, ошибок и разочарований. Весной 1954 г. прошло заседание Московского математического общества в актовом зале Главного здания МГУ, где состоялась реабилитация кибернетики. А в 1955 г. были опубликованы позитивные статьи о кибернетики С.Л.Соболева, А.И.КитоваиА.А. Ляпуноваи вышло постановление о создании вычислительных центров в академиях союзных республик. И наконец, В.М. Глушков принадлежал к поколению, воспитанному преодолевать трудности и которое пережило войну [2, с. 38; 5, c. 84].
Во время подготовки и защиты докторской диссертации В.М. Глушков жил вместе с другими докторантами, которые представили его академику АН Украины Б.В. Гнеденко, бывшему в то время директором Института математики и академиком-секретарем Отделения математики и механики АН Украины. В марте 1956 г. по его приглашению В.М. Глушков впервые приехал в г. Киев, ему было предложено на выбор заведование лабораторией в институте или кафедрой в университете. Б.В. Гнеденко ознакомил его с Киевским университетом и личными делами молодых специалистов, заканчивающих университет.
С 1 августе 1956 г. В.М. Глушков был назначен заведующим лаборатории вычислительной техники Института математики АН Украины, в которой была создана МЭСМ С.А. Лебедева. В штате лаборатории было около 60 человек, в том числе 6 кандидатов наук (Л.Н. Дашевский, Б.Н. Малиновский, З.Л. Рабинович, Р.Я. Черняк, Е.А. Шкабара Е.Л. Ющенко). Размещалась она в двухэтажном здании бывшей гостиницы монастыря святого Феофана.
В.М. Глушкову предстояло решить множество трудностей. Наиболее очевидной первоначальной сложностью была совместимость чистого алгебраиста с коллективом, который специализировался на технической тематике. Во-вторых, этот коллектив очень отличался от маленькой кафедры Уральского лесотехнического института. Новый руководитель выдержал испытания, ему очень помогли блестящий интеллект, эрудиция, человеческое обаяние и увлеченность кибернетикой. В управлении лабораторией вычислительной техники он применил организационные принципы:
1) единства теории и практики – перед началом любой практической работы следовало провести теоретическое осмысление и определить перспективы, ведь могло оказаться, что следует выполнить более общую практическую задачу, которая будет влиять на многие работы в будущем;
2) единства дальних и ближних целей – каждая разработка делилась на самостоятельные этапы, чтобы каждый из них был шагом в направлении общей цели, но одновременно приносил конкретную пользу;
3) децентрализации ответственности – на участки научных направлений ставились ответственные руководители, вмешательство заведующего минимизировалось и касалось только общей линии работы.
В.М. Глушков даже к концу жизни не считал себя выдающимся организатором, ведь даже примененные им принципы нельзя назвать новыми. Все успехи в этом плане он относил на счет своего научного кругозора, позволявшего правильно ставить интересные задачи и привлекать нужных людей, мотивировать их перспективами. В.М. Глушков вел большую педагогическую работу, читал курсы лекций для студентов Киевского государственного университета. [1; 2, с. 113–117; 4, с. 16].
В 1957 г. лабораторию преобразовали в Вычислительный центр Академии наук Украины как самостоятельную организацию. В 1958 г. В.М. Глушков избирается членом-корреспондентом АН УССР по специальности “Алгебра”, в 1961 г. – академиком АН УССР по специальности “Вычислительная математика и техника”, а в 1962 г. – вице-президентом АН УССР [1, с. 65–79].
В 1962 г. Вычислительный центр реорганизовали в Институт кибернетики АН УССР. Впоследствии этот институт стал основной научной базой развития кибернетических исследований на Украине и ведущим кибернетическим центром Советского Союза.
Список литературы
1. Особова справа академіка В. М. Глушкова. – Архів Президії НАН України. – Ф. 251-р. – Оп. 596. – Од. зб. 3. – 129 арк.
2. Малиновский Б. Н. Академик В. Глушков/ Б. Н.Малиновский. – К. : Наукова думка, 1993. – 142с.
3. Малиновский Б. Н.История вычислительной техники в лицах / Б. Н. Малиновский – К. : Фирма “КИТ”, ПТОО “А. С. К.”, 1995. – 384 с.
4. Деркач В. П. Кібернетика – любов його / В. П. Деркач // Наука та наукознавство. – 2003. – № 3. – С. 10–50.
5. Долгов В. А. Китов Анатолий Иванович – пионер кибернетики, информатики и автоматизированных систем управления : [науч.-библиогр. очерк] / В. А. Долгов ; под общ. ред. К. И. Курбакова. – М. : КОС ИНФ, 2010. – 337 с.
6. Соболев С.Л., Китов А.И., Ляпунов А.А.Основные черты кибернетики // Вопросы философии, 1955.– № 4.– С. 136–148. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kitov-anatoly.ru/naucnye-trudy/izbrannye-naucnye-trudy-anatol...