Warning: Table './ogas_kiev/drupal_cache_page' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT data, created, headers, expire, serialized FROM drupal_cache_page WHERE cid = 'http://ogas.kiev.ua./ua/library/systema-rezervyrovanyya-byletov-na-avyatsyonnyh-lynyyah-515' in /var/www/ogas.kiev.ua/includes/database.mysql.inc on line 128
АСУ БД СУБД
Телеавтоматические системы массового обслуживания (ТАСМО) представляют собой класс автоматизированных систем, в которых осуществляется взаимодействие типа «человек-машина» или «человек-человек-машина» (человек-клиент, человек-оператор, ЭВМ центра обработки технологической информации).
Как правило, такие системы предназначены для распределения ресурсов и выдачи информации многочисленным потребителям. Обслуживание клиентов в ТАСМО обычно имеет характер одноступенчатого процесса, когда клиент получает интересующую его информацию, «не покидая системы в процессе обслуживания». Неразрывность начатого процесса обслуживания приводит к необходимости обеспечения такой работы системы, при которой техническое время реакции системы (время от момента посылки запроса до момента получения на него ответа) находится в пределах от нескольких секунд до нескольких десятков секунд. При этом процесс взаимодействия потребителей с ЭВМ носит диалоговый характер.
Задачи, решаемые ТАСМО, могут быть разбиты на следующие группы:
Типовые структуры АСУ массового обслуживания по количеству используемых ЭВМ в центре обработки могут быть одномашинными и многомашинными; по расположению центра обработки информации данных и периферийных пунктов ввода-вывода информа-
ции — локальные и территориально рассредоточенные; по количеству центров обработки информации — моноцентральные и полицентральные.
В качестве типовой рассмотрим систему «Сирена» для резервирования мест и продажи билетов пассажирам Московского авиационного узла. Основные задачи АСУ «Сирена»— автоматизация процессов продажи билетов и резервирования мест на самолеты Аэрофлота, централизация финансового учета и отчетности.
Одним из основных показателен, характеризующих работу системы, является общее количество обслуженных пассажиров. За 1972—1973 гг. было обслужено через систему «Сирена» около 5 млн. пассажиров, в том числе в 1973 г. -- около 3 млн. пассажиров, из них 300 000 транзитных пассажиров за летнюю навигацию. Доля билетов, проданных с помощью системы «Сирена», увеличилась в 1973 г. до 50,7% но сравнению с 32,2% в 1972 г.
Другой важный показатель работы системы — реализация мест транзитным пассажирам с помощью пультов-манипуляторов, установленных в иногородних агентствах. Если продажа билетов за летнюю навигацию 1973 г. составила около 1,4 млн. билетов и увеличилась по сравнению с тем же периодом 1972 г. на 12,5%, то бронирование мест с помощью системы «Сирена» транзитным пассажирам через пульты-манипуляторы, установленные в иногородних агентствах, за тот же период составило около 300 000 мест и увеличилось по сравнению с 1972 г. в 17 раз. Следует отметить, что транзитные пассажиры, получившие места через систему «Сирена», составляют 30% от всех транзитных пассажиров, следующих через Москву. При этом получение мест производилось в течение одной-полутора минут после обращения транзитного пассажира к кассиру иногороднего агентства. Такое быстрое бронирование мест транзитным пассажирам представляет собой совершенно новое явление в обслуживании этой категории пассажиров, если учесть, что обычно на бронирование мест транзитным пассажирам затрачивается, как правило, не менее полутора-двух суток.
Улучшение культуры обслуживания транзитных пассажиров с помощью системы «Сирена» и включение в систему значительного числа городов СССР увеличили число транзитных пассажиров, следующих через Москву. Если в целом по стране рост транзитных пассажиров в 1973 г. составил 1%, то отправка транзитных пассажиров из Москвы увеличилась на 3%, что дает Аэрофлоту дополнительную выручку в размере 8 млн. руб./год.
Технический процесс обслуживания авиационных пассажиров отличается тем, что на этот процесс оказывает влияние чрезвычайно большое количество факторов, носящих сугубо случайный характер. Поэтому системы, в которых распределение мест на самолеты осуществляется по ручной технологии, не в состоянии своевременно и оптимально реагировать на воздействия возмущающих факторов.
Задача построения и внедрения Общесоюзной автоматизированной системы управления продажей билетов и резервированием мест на внутренних линиях СССР являетczуникальной и весьма трудной. Автоматизированная система, обеспечивающая обслуживание примерно 100 млн. пасс./год, вылетающих из более чем 3500 пунктов, не имеет аналогов в отечественной и мировой практике.
В основу структурного построения системы закладывается принцип многоцентровой организации. Автоматизированные центры обработки данных работают автономно, но взаимодействуют на уровне ЭВМ со взаимным обменом ресурсами и данными.
Особенность проблемы управления продажей билетов и резервированием мест в рамках общесоюзной системы заключается в том, что большое количество потребителей, расположенных друг от друга на значительных расстояниях в пределах всей страны, должны иметь быстрый доступ к местам на самолеты, вылетающие из различных городов. Эта сложная транспортная проблема особенно обостряется на авиационном транспорте по следующим причинам:
Весь поток запросов со стороны пассажиров можно разделить на две группы: в первую входят запросы справочного характера; во вторую—запросы, связанные с распределением и использованием мест. Принципиальная разница между этими группами запросов состоит в том, что в первом случае неправильные действия клиента могут привести только к получению им самим неверных сведений, а во втором случае существует возможность искажения или потери хранящейся в центре информации, что может привести к дезорганизации системы и даже выводу ее из строя. Поэтому запросы второй группы поступают от клиентов через предварительно обученных посредников, например кассиров.
В обоих случаях осуществляется двусторонняя, диалоговая оперативная связь между человеком и машиной. Поэтому основным периферийным устройством системы являются пульты. Пульт оператора (кассира) снабжен: универсальной клавиатурой, позволяющей человеку с нужной для него скоростью набирать информацию в произвольном порядке; электроннолучевой трубкой для воспроизведения на экране справочной ответной информации в виде буквенно-цифрового текста; регистрирующей аппаратурой для документирования ответной информации, а также устройством оперативного редактирования набираемой информации и запоминающим устройством для храпения набираемой или ответной информации, что позволяет разделить процессы подготовки и передачи информации.
Пульт пассажира позволяет обращаться к системе с вопросами справочного характера и получать автоматически отпечатанную справку. На пульте имеется табло общего пользования, информирующее о наличии мест, с автоматическим периодическим обновлением сведении и табло оповещения клиентов об отклонениях от установленного режима резервирования мест.
Специальные устройства обеспечивают автоматическое распределение свободных и исправных трактов связи с центром по поступающим от пультов или периферийных пунктов запросам. При этом автоматически обеспечивается резервирование трактов связи. Предусмотрено повышение достоверности передачи информации по каналам связи до 10-7 на знак с помощью корректирующих кодов с обнаружением и коррекцией ошибок путем повторения по запросу всего сообщения или его части.
В системе установлено большое количество различных устройств внешней и внутренней памяти. Это объясняется большими объемами и различными сроками хранения информации. Например, расписание рейсов, тарифные и другие справочные сведения меняются очень редко, а сведения о наличии свободных мест изменяются непрерывно в процессе работы системы.
Входной поток требований имеет резко неравномерный характер с явно выраженными пиками и спадами. Поскольку требования обрабатываются в реальном масштабе времени, производительность центра обработки должна быть близка к максимальной, чтобы избежать недопустимого нарастания длины очереди на обслуживание или переполнения памяти. Если производительность центра обработки близка к максимальной, то при средних значениях входного потока центр будет иметь большой запас производительности
Удовлетворение пиковых значений потока требований от большого числа абонентов и вместе с тем достаточно высокий коэффициент использования машинного времени могут быть обеспечены при организации многопрограммной работы в режиме разделения времени.