Warning: Table './ogas_kiev/drupal_cache_page' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT data, created, headers, expire, serialized FROM drupal_cache_page WHERE cid = 'http://ogas.kiev.ua./library/sostoyanye-ynformatyzatsyy-ukraynskoj-ssr-y-predlozhenyya-k-kontseptsyy-eyo-razvytyya-666' in /var/www/ogas.kiev.ua/includes/database.mysql.inc on line 128
Матвеев М.Т.
РАСУ
Состояние информатизации Украинской ССР и предложения к Концепции её развития ------------------------------------------------------------------------ Матвеев М.Т. Рассмотрены концептуальные положения информатизации Украинской* ССР,* которая представляется как процесс создания и широкого использования информационного ресурса на совершенных компьютерных технологиях и коммуникационных системах. Раскрыты цель и суть национальной политики страны и республики в области информатизации, определены сферы, направления, акценты и приоритеты информатизации. Под информатизацией понимается процесс создания и широкого использованияна принципах хозрасчета в производственной и социальной сферахсоветского общества информационного ресурса на современных компьютерныхинформационных преимущественно безбумажных технологиях икоммуникационных системах. Информационный ресурс - результат объективного, целенаправленногоотображения и постоянной актуализации в памяти компьютеровзакономерностей и фактов реализации всех процессов, происходящих вобществе и в окружающей среде (природе). Информационный ресурс, являясь достоянием конкретного звена народногохозяйства, является одновременно и общенациональным достоянием. А этозначит, что он не может быть произвольно изменен, искажен или уничтоженкем бы то ни было, не неся за это ответственности по закону. По общему признанию в мире и в нашей стране, в частности, информационныйресурс является наряду с трудовым, энергетическим и материальнымресурсом неотъемлемым органическим элементом любого производственного,социального, коллективного и индивидуального процесса в обществе. Но вотличие от других он единственный обладает системообразующим(организующим) свойством, т. е. без него не может быть создана ни однацеленаправленная система вообще, а высокоэффективная система в особенности. Кроме того, он является носителем накапливаемых человечеством знаний,уровень которых и определяет научно-технический прогресс общества. Вдинамично развивающемся обществе информационный ресурс может бытьдостаточно активным элементом лишь в случае, если он свободно и легкодоступен, а это возможно только на базе реализации идей безбумажнойинформатики. Очевидной целью информатизации общества является _создание объективнонеобходимого для его рационального функционирования на каждом этаперазвитие информационного ресурса и широкодоступное его использование смаксимальной пользой как для общества в целом, так и для каждого звена ииндивидуума в отдельности._ Количественно эта цель может определяться уровнем информатизации поаналогии с уровнем механизации, автоматизации, электрификациисоответствующих работ и процессов. Однако методические трудности врасчете такого показателя очевидны. Выход из положения, видимо, на путиприближенной его оценки доступными способами. Информатизация не является самоцелью, а направлена на обеспечениерационального функционирования общества на определенном этапе. В связи сэтим количественные оценки цели информатизации должны быть увязаны сжелаемыми показателями развития общества в целом, его территориальных(республиканских, областных, городских, районных) составляющих (валовыйобщественный продукт, национальный доход, производительностьобщественного труда, уровень жизни и др.). Опубликовано много материалов, содержащих оценки отставания СССР отпередовых капиталистических стран в области компьютеризации, в том числепо объемам капиталовложений, количеству и качеству выпускаемой техники,по уровню и многообразию программного обеспечения, по научно-техническимзаделам, по сферам приложения и т. д. Это отставание определяется болеечем десятью годами по времени, "разами" по объемным показателям,надежности техники. Например, количество функционирующих супер-, универсальных и мини-ЭВМ вСША превышает 1 млн. 300 тыс. штук, в СССР - 72 тыс. шт., в УССР - 9тыс. шт. Нескольким десяткам тысяч персональных компьютеров в СССРпротивостоят 50 млн. шт. в США. Десяткам миллиардов долларов годовыхзатрат на компьютеризацию в США соответствуют только несколькомиллиардов рублей в СССР, в том числе в Украинской ССР - значительноменьше миллиарда рублей. Использование компьютеров в различных сферах человеческой деятельностидает наибольший практический результат в случае* их* объединения в сетис помощью различных быстродействующих систем и средств связи. В США идругих странах работает множество общих и специализированныхнациональных, а также локальных сетей ЭВМ. Некоторые из них имеютмежгосударственный статус. Многолетние попытки так и не привели пока ещек созданию общегосударственной сети ЭВМ в СССР,а имеющиеся(незначительное количество) локальные сети являются по сутиэкспериментальными. В Украинской ССР уже создается на промышленномуровне республиканская сеть ЭВМ (РИВС), а также функционируют нескольковедомственных сетей. До конца текущей пятилетки в режиме межмашинного обмена данными смогутработать практически все ГВЦ министерств и ведомств республики. При этомв сеть могут быть подключены ЭВМ любого вычислительного центра,расположенного на территории республики и вне ее пределов, сиспользованием любых действующих телекоммуникационных каналов в системеМинсвязи СССР. В настоящее время работы по компьютеризации проводятся с различнойинтенсивностью во всех отраслях народного хозяйства, во всех регионах.Создана определенная инфраструктура. В ее составе около 1300информационно-вычислительных подразделений, свыше 1300 АСОИ и АСУразличного уровня и назначения, интеграция которых осуществляется врамках проекта Республиканской автоматизированной системы управления(РАСУ УССР). Функционально эти системы обеспечиваютинформационно-вычислительные работы по планированию, управлениюнаучно-техническим прогрессом, статистическому и другим видам учета,ценообразованию, оперативному и технологическому управлению и другимсферам деятельности. В памяти ЭВМ АСУ и АСОИ накоплен определенный информационный ресурс ввиде баз и массивов данных, классификаторов и словарей исоответствующего программного обеспечения. Однако ни объем, ни качество,ни возможности для доступного и широкого использования этого ресурса недают основания утверждать, что он обеспечивает рациональноефункционирование общества в условиях модернизации и перестройки всехсторон жизни общества. Практически везде еще господствует бумажнаяручная информационная технология. В памяти ЭВМ накоплено не более долипроцента объективно необходимого ресурса. Приведенные данные дают только приближенную оценку состоянияинформатизации республики. Точных определений пока нет ни в мире, ни вСССР. Несомненно, однако,то, что в этой области наша страна и республикав том числе находятся только на самом начальном участке длительного пути. Несмотря на такое "стратегически опасное" (по мнению многихспециалистов) положение процесс информатизации сдерживается многимиобъективными, а чаще всего и необъективными факторами. Несмотря на многие директивы и постановления самого высокого ранга сфераинформатизации не получила должного приоритета и государственнойпротекции. Подтверждением этому является существенное (до 50 %)сокращение численности работников вычислительных центров и подразделенийпри сокращении аппарата управления министерств и ведомств. За весь период осуществления компьютеризации не была определена иреализована единая научно-техническая политика как в областипроизводства необходимых технических средств, так и в создании иинтеграции автоматизированных систем сбора и обработки информации. Финансирование затрат на компьютеризацию осуществлялось многие годы не вприоритетном и даже не по "остаточному", а по "сверхостаточному" принципу. Острый дефицит средств вычислительной техники всех видов икоммуникационного оборудования, низкое качество и надежность ЭВМ ипериферийного оснащения, крайне ограниченные финансовые возможности поприобретению импортной техники буквально подавляют развитие процессаинформатизации и повышение его эффективности практически во всех сферахдеятельности. Объективные потребности народного хозяйства республики в техническихсредствах и эксплуатационных материалах удовлетворяются всего лишь на20-25 %. По оплате труда специалисты в области информатизации не имеют никакихпреимуществ и* *их среднемесячная зарплата зачастую существенно нижесреднемесячной зарплаты работников по стране и республике. Созданием различных союзных органов управления (комитеты, управления идр/.) /не улучшены координация, организация процесса информатизации встране. В республике наблюдается стабильное ухудшение в этой области,поскольку практически все вопросы производства, материально-техническогообеспечения, технического обслуживания отнесены к компетенции союзныхорганов. Процесс информатизации в конечном счете должен охватить все сферысоветского общества. Этот процесс требует больших финансовых,материальных, трудовых и временных затрат. Естественно, что в рамкахограниченных ресурсов продвинуть весь процесс информатизации страны (иреспублики в том числе) достаточно быстро, согласованно и полезно безгосударственной протекции, выделения приоритетных сфер, базовойинтегрирующей компьютерной системы и поэтапным осуществлениемсоответствующих работ ни теоретически, ни практически невозможно. В связи с этим прежде всего должна быть определена и принятанациональная (государственная) политика (идеология) в областиинформатизации, обеспечивающая наиболее благоприятные политические,правовые, финансово-экономические, социальные и организационные условия- режим наибольшего благоприятствования процессу информатизации. Ключевыми принципиальными составляющими такой политики должны быть: * официальное правовое признание (в форме законов СССР и союзных республик) информационного ресурса общенациональным достоянием; * активная всесторонняя государственная (прежде всего финансовая и материально-техническая) протекция и строгий контроль при создании информационного ресурса; * придание высшего по народнохозяйственной важности приоритета в стране работам по информатизации; * обеспечение соответствия высшему приоритету оплаты труда и социального обеспечения специалистов в области информатизации; * установление приоритетного порядка отечественного производства и закупки по импорту новейших вычислительных средств и коммуникационного оборудования, информационных технологий, необходимых для информатизации страны; * распространение хозрасчетных товарно-денежных отношений на процессы купли-продажи информационного ресурса во всех сферах советского общества. Процесс информатизациив конечном счете должен охватить все сферысоветского общества. Это процесс, требующий больших финансовых,материальных, трудовых и временных затрат. Естественно, что в рамкахограниченных ресурсов продвинуть весь процесс информатизации страны, втом числе УССР, достаточно быстро, согласованно и полезно без выделенияприоритетных сфер и направлений с поэтапным осуществлениемсоответствующих работ ни теоретически, ни практически невозможно. Уровень целевых приоритетов в области информатизации определяется,очевидно, степенью критичности состояния тех или иных сфер человеческойдеятельности в обществе. В период перехода от централизованной командно-административной системыв управлении обществом к экономическим методам и самоуправлению энтропияпроцесса управления на всех уровнях существенно возросла. Отсюда -снижение полезной отдачи во всех отраслях общественного производства.Особенно высока цена потерь от "распада" на государственном(республиканском) уровне. Поэтому назначение высшего (абсолютного) приоритета информатизации этомууровню процесса управления вполне закономерно. Здесь имеется в виду прежде всего информатизация законотворчестваВерховного Совета и распорядительной деятельности Совета Министров УССР,а также обеспечивающая их аналитическая и нормативно-методическая работареспубликанских экономических органов управления (Госплан УССР, МинфинУССР, Госкомтруд УССР, Госкомцен УССР, Госкомстат УССР). Принципиально важным является создание для широкого и доступногоиспользования народными депутатами УССР, работниками исполнительных идругих республиканских органов управления компьютерных баз данных и баззнаний, отражающих: * сведения о совокупности и содержании действующих на территории республики законов СССР и УССР, условий и опыта их применения; * сведения о совокупности и содержании распорядительных правительственных актов и результатов их реализации; * сведения о состоянии разработки в Верховном Совете УССР новых законов; * агрегированные сведения о населении, природных и трудовых ресурсах, национальном богатстве, научно-техническом и производственном потенциале республики; * экологическую ситуацию в регионах республики, находящихся в критическом состоянии; * данные (в динамике) о состоянии развития и функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей и территориальных составляющих; * сведения, характеризующие состояние социальной сферы республиканского общества (уровень жизни и быт населения, обеспеченность жильем, продуктами питания, медицинскими услугами, работой, народное образование, заработная плата, индекс цен, уровень инфляции и др.); * основные сведения о действующих в рамках ООН соглашениях, декларациях и других общечеловеческих документах; * агрегированные данные о действующих законах стран мира и т. д. Очевидно, при этом должны быть созданы технические возможности для обмена данными с любыми аналогичными системами СССР и зарубежных стран. Меньшая масштабность регионального уровня управления (область, город,район) не снижает приоритетности работ по его информатизации. Содержание создаваемого накапливаемого информационного ресурса вразличных регионах должно полностью отражать их актуальные проблемыфункционирования и развития, потребности республики и страны в целом. Бюджеты соответствующих советов должны содержать необходимые статьирасходов на информатизацию, а также опираться на конструктивноесодействие в этом отношении республиканского и союзного центров. Чтобыте, кто управляют республикой и регионами (законодатели и исполнители),принимали решения в условиях максимально возможной определенности(минимально возможной энтропии), чтобы их решения были полезными (вхудшем случае не вредили) обществу, и должна быть осуществлена глубокаяинформатизация государственного и регионального управления. В промышленности, агропромышленном комплексе, на транспорте, в науке и вдругих отраслях народного хозяйства процесс информатизации должен статьобязательной неотъемлемой частью работ по капитальному и текущемуразвитию, модернизации и перевооружению производства. Затраты на этицели должны составлять удельно до 10-15 %, а в научно-исследовательскихи проектных организациях, где с помощью компьютеров не толькоосуществляется управление, но и реализуются творческие процессы, этадоля еще выше (~ 25-30 %). Она, видимо, будет характерна и дляроботизированных гибких производств. Создание информационного ресурса, накапливаемого в компьютерных базахданных и базах знаний в низовых первичных звеньях народного хозяйства(предприятия, объединения, концерны, проектные инаучно-исследовательские организации, кооперативы и др.), имеетфундаментальное значение для всего процесса информатизации республики.Высокий приоритет этому направлению - бесспорная объективная необходимость. Отражая в этих базах состояние объекта (основные и оборотные фонды,производственные мощности, объемные качественные и функциональныехарактеристики выпускаемой продукции, трудовые ресурсы, уровень техники,технологии и организации производства и т. д.), необходимо акцентсделать на тех базах данных и знаний, которые связаны с решениемпервоочередных критических экологических, социальных, производственныхпроблем данного объекта, региона, республики, а также приносящие высокийхозрасчетный доход. При создании этих информационных объектов необходимо предусмотреть иреализовать возможность не только взаимного доступа, но и доступа к нимвнешних потребителей. Информатизация процесса отраслевого объектового управления должнапроизводиться с учетом и в рамках новых структурных форм, образований(концерны, ассоциации, акционерные общества, совместные предприятия) исодержания их деятельности. Создаваемый при этом информационный ресурсдолжен обеспечить их нормальное функционирование. Остаточный принцип финансирования развития и функционирования социальнойсферы в прошлом обусловил и сверхостаточный подход к обеспечениюпроцесса компьютеризации здравоохранения, народного образования, охраныокружающей среды, быта и других составляющих этой жизненно важной частиобщества. Провозглашенные при перестройке социальная ориентировка планов развитияобщества, подкрепленная соответствующим ресурсным обеспечением, переходна рыночные взаимоотношения объективно должны создать благоприятныеусловия для радикального прогресса в социальной сфере, включая ееширокую информатизацию. Поддержка государством высокого приоритета этим работам должна состоятьпрежде всего в льготном налогообложении доходов, получаемых за счетинформатизации, безвозмездной передаче социальным объектам новейшегооборудования, техники, устройств, в установлении преимущественных системоплаты специалистам и т.п. В здравоохранении актуальным является создание компьютерногоинформационного ресурса, отражающего в базах данных прежде всегосостояние в динамике здоровья людей с высоким уровнем рискапрофессиональных заболеваний и заболеваний от чрезвычайныхобстоятельств, в базах знаний - наиболее эффективные методы диагностикизаболеваний, а также* *их лечения. Очевидно, не менее важным являетсясоздание возможностей для продуктивного и широкодоступного использованияэтого ресурса. Информатизация народного образования (начальное, среднее и высшее) - этоне только создание информационного ресурса, необходимого для обучения,но по сути создание новой значительно более плодотворной методики исистемы приобретения знаний учащимися. Открывается впервые реальнаявозможность овладевать самыми современными знаниями об окружающем мире,обществе в ходе учебного процесса. Обмен знаниями, методиками и программами обучения в режиме реальноговремени между любыми учебными заведениями республики, страны и мира непредставляется в обозримом будущем фантастическим вымыслом. Степень подготовленности, вооруженности знаниями специалистов врезультате информатизации народного образования может быть поднятаминимум на порядок. А самое главное то, что основная масса выпускниковпо уровню знаний окажется адекватной темпам и содержаниюнаучно-технического прогресса. Практически это значит, что молодыеспециалисты после окончания учебных заведений могут сразу включаться втворческий процесс, а не расходовать наиболее плодотворные годы наосвоение азов и новых направлений. Темпы и объемы развития информатизации быта в значительной степени будутзависеть от состояния рынка компьютерной техники, поскольку потребностина рынке бытовых услуг в настоящее время и в перспективе практическинеограничены. Государственные финансовые субсидии и налоговая протекция потребуютсяпри создании информационно-справочной службы по различным видамкупли-продажи, организации зрелищ и культурных мероприятий, вбиблиотечном деле, проведении денежных операций и др. Информатизация собственно предприятий и организаций бытовогообслуживания в меньшей степени будет нуждаться в державной "опеке". Влюбом случае требуется насыщение этой сферы персональными компьютерами,соединяемыми в локальные сети с возможностью выхода на крупныерегиональные сети, содержащие в базах данных и знаний (в памяти с прямымдоступом) необходимый информационный ресурс и программный инструментарийдля его использования собственными и сторонними пользователями. Процесс дальнейшей информатизации республики потребует соответствующегосовершенствования действующей инфраструктуры. Очевидными и необходимыми действиями здесь, в частности, являются: * приведение состава звеньев инфраструктуры и содержания их функций в полное соответствие новым схемам управления республикой с учетом основных принципов и положений ее экономической самостоятельности; * существенное развитие компьютерного горизонтального взаимодействия по каналам связи между предприятиями, объединениями и другими организациями; * более полная реализация компьютерного взаимодействия по каналам связи: * горизонтального - на межотраслевом союзном и республиканском уровнях; вертикального - на директивном, отраслевом, территориальном уровнях; * более интенсивное создание и развитие распределенной республиканской информационно-вычислительной сети (РИВС) как технико-технологической базы всех АСУ и АСОИ и на ее основе распределенной системы баз данных и баз знаний коллективного и индивидуального пользования; необходимо подчеркнуть, что высокие эксплуатационные качества инфраструктуры (гибкость, оперативность, "безбу-мажность", надежность и другие) возможны только при условии успешного создания РИВС республики, в которой объединяются "быстрыми" каналами ОГСПД ЭВМ практически всех вычислительных центров и подразделений; * приведение в соответствие объемов, темпов и уровня развития ОГСПД и ее республиканского звена потребностям РИВС; * опережающее развитие компьютерных систем с высшим приоритетом. Для достижения максимального результата эти системы должны развиватьсяна принципах безбумажной информатики с использованием новейшихнаучно-технических достижений на базе современной информационнойтехнологии с учетом происходящих изменений содержания их функций. В соответствии с этим, например, в развитии АСПР должно бытьакцентировано внимание на обеспечении экономического анализа и прогнозаразвития народного хозяйства страны и республики, разработкесбалансированных и эффективных перспективных планов. Информационно-вычислительная система Госснаба СССР и Госснаба УССР всвязи с переходом системы МТС на оптовую торговлю должна в своемразвитии полностью обеспечить этот процесс. Соответственно должны бытьосуществлены структурные и содержательные функциональные изменения надействующих объектах. Важнейшей задачей всех систем министерств и ведомств союзного иреспубликанского уровней, систем более низкого ранга должно бытьсоздание в интересах "Продовольственной программы" страны необходимогоинформационного ресурса, широкое и доступное его использование всемиорганизациями - исполнителями этой программы. В целях максимально возможного ускорения научно-технического прогресса вусловиях перестройки существенное развитие на основе сетевой ибанковской информационной технологии должно получить РАСУНТ УССР вувязке с более интенсивным развитием АСНТИ республиканского уровня.Здесь необходимо создание в достаточно краткие сроки баз данных на сетяхЭВМ, содержащих сведения о новейших достижениях науки и техники,передовом опыте, изобретениях и патентах и др., а также экспертныхсистем, необходимых для научно обоснованного формированиянаучно-технических программ и оценки возможных результатов их реализации. Для возможности должного развития систем республиканского уровня, атакже других систем в ближайшие годы необходима полная переориентировкаАвтоматизированной системы государственной статистики Госкомстата УССРна "банковскую" технологию и сетевые режимы работы. Необходимая основадля этого уже имеется. В связи с существенным изменением функций и содержания работ министерстви ведомств республики должны быть модернизированы соответствующимобразом ОАСУ с учетом необходимости работы в сетях ЭВМ в режимебезбумажной информатики, поддержание функционирования системтелеобработки и локальных сетей персональных ЭВМ. В новых условиях принципиально важным представляется развитие процессаинформатизации на региональном уровне (области, города, районы). Особоевнимание здесь должно быть уделено созданию электронных систем сбора,накопления и обработки информации для Главныхпроизводственно-экономических управлений на новых сетевых и банковскихинформационных технологиях. Успех информатизации на директивном, межотраслевом, отраслевом,региональном уровнях в значительной степени будет определяться объемами,уровнем и качеством процесса информатизации в объединениях,предприятиях, проектных, научно-исследовательских организациях,социальных объектах. Представляется необходимым в течение ближайших пяти - семи лет: * во всех крупных низовых звеньях народного хозяйства (предприятия, объединения, кооперативы, организации и др.) создать в порядке государственной дисциплины компьютерный достоверный, актуальный, доступный на правах хозрасчета информационный ресурс, включающий данные о состоянии научно-технического прогресса материальных, трудовых и финансовых ресурсов, количественных, качественных и стоимостных характеристиках выпускаемой продукции, эффективности производства, об уровне социальной обеспеченности коллективов трудящихся, о прогнозах и планах перспективного и текущего развития; * высшие и средние учебные заведения, научно-исследовательские организации, школы, объекты здравоохранения насытить в максимальной степени новейшими компьютерами зарубежного и отечественного производства; * все социальные системы массового обслуживания населения (продажа билетов на все виды транспорта, размещение в гостиницах, информационно-справочные службы, оформление купли-продажи и т. п.), которые хронически "больны" очередями, оснастить их новейшей зарубежной информационной технологией; * научно-исследовательским организациям интенсивно вести работы по созданию информационных технологий будущего. Масштабность, сложность, ресурсоемкость и продолжительность процессаинформатизации объективно вскрывают необходимость проведения работ поспециальной комплексной целевой программе - органической части союзнойпрограммы, на ближайшие пять лет и дальнейшие периоды. Разработку ее логично осуществить головной организации по созданию РАСУУССР и в ее составе РИВС - ГлавНИИВЦ Госплана УССР с привлечениемнеобходимых организаций. Утверждать ее должен Совет Министров УССР попредставлению Госплана УССР. При разработке программы должны быть учтены общегосударственные,общереспубликанские интересы, а также хозрасчетные интересы отдельныхзвеньев. В связи с этим система финансирования программы должна включатьфинансирование работ за счет союзного, республиканского, местногобюджетов, а также собственных средств предприятий, объединений и другихорганизаций. В программе целесообразно выделить принципиально важныенаучно-технические проблемы, решение которых должно осуществляться наконкурсной основе. Конкурсы могут иметь союзный, республиканский,отраслевой и объектовый статусы. В ходе разработки комплексной целевой программы и соответствующихподпрограмм должны быть обоснованы и определены объемы затрат ифинансирования из различных источников необходимой вычислительнойтехники и средств связи отечественного и зарубежного производства сучетом стоимости программного обеспечения, потребности в специалистах. Следует также дать обоснование эффективности этих работ. Комплексная целевая программа информатизации Украинской ССР и ееподпрограммы должны быть разработаны на таком высоком научном уровне,чтобы они могли стать не столько директивными, а скорее необходимыминаучными документами для каждого органа управления и каждого причастногоспециалиста при разработке соответствующих планов и их осуществления. При разработке концепции и соответствующей ей программы работпринципиально важными являются обоснования вариантов стратегийфинансирования работ с учетом гипотез относительно удельнойэффективности затрат, а также структуры затрат (на техническоеоснащение, на научные исследования и разработку проектов). В ГлавНИИВЦ Госплана УССР выполнен большой объем исследований в этомнаправлении. С помощью специальной модели получено множество вариантовстратегий финансирования работ с оценкой* *их влияния на основныепоказатели развития народного хозяйства республики. Главный вывод этих исследований состоит в том, что: * для достижения высокого уровня информатизации и влияния ее на основные экономические показатели развития народного хозяйства республики необходимо существенное (многократное) увеличение доли и абсолютных объемов капитальных вложений и общих затрат на цели информатизации. Соответствовать этим затратам должно многократное увеличение производства и поставок (отечественных и зарубежных) средств вычислительной техники и коммуникационного оборудования, а также кардинальное (на порядок и больше) повышение производительности труда исследователей и разработчиков, занятых в информатизации; * финансирование работы по информатизации в ближайшие пять лет следует осуществить по умеренной стратегии (примерно удвоение за пятилетку доли капитальных вложений) с переходом в дальнейшем на более интенсивные стратегии; * очевидна необходимость дальнейшего поиска оптимальных по различным критериям (максимизация прироста национального дохода, темпов роста производительности труда и др.) и оптимально-компромиссных по совокупности критериев стратегий затрат на информацизацию республики, а также их постоянная корректировка по мере реализации принимаемых стратегий. ------------------------------------------------------------------------© Информационное общество, 1990, вып. 2, с. 19-26.